друг спросил меня

селфи с покойником

из поста неизвестного пользователя в facebook: «меня пугает увлеченность селфи. это напоминает самолюбование. все эти улыбающиеся селфи на грустных мероприятиях ужасны!.. следующий шаг — снимок с покойным? я, усопший и гроб? не хочу дожить до этого…»

друг спросил меня: как думаешь, селфи — это нарциссизм или тупость?

💌

Чаще всего это одиночество. Но кто ж признается? Это ж каминг-аут похлеще гендерного. Это в 100 раз стыднее, чем признать конфликт цивилизаций после 11 сентября 2001 года. Ведь если ты одинокий — значит, никому не пригодился. Никто не захотел тебя любить. Никто не захотел твой любви. Никто от тебя не родился. А те, кто любили тебя в младенчестве и нежном детстве — просто так, ни за что — те все умерли, хотя были, в общем, не старыми людьми. И кое-кого из них ты уже пережил.
Откуда я знаю, что селфи от одиночества? И не много ли на себя беру, подвёрстывая это беспощадное слово титром к фотографиям с улыбающимися лицами на фоне фантастически прекрасных морей, гор, пальм, елисейских полей, колизея и темзы с колесом обозрения, слегка обытовляющим биг-бен и вестминстерской дворец?
— Это элементарно! — сказал бы один из героев старой доброй Англии без колеса обозрения на заднем плане. — Дедукция, друг мой, дедукция!

Если рядом с тобой есть кто-то, кому ты дорог, и кому в любой момент можно сказать: цифрани меня на фоне заката! — то зачем тебе в таком случае искажать своё загорелое лицо самодеятельным верхним ракурсом или таскать на пляж палку для селфи?
Если вы думаете, что все любители селфи живут и путешествуют в одиночку — вы заблуждаетесь.
Многие из них путешествуют вдвоём, а то и втроём, и даже оказываются друг другу родственниками. Но родственные связи не мешают им азартно селфиться на фоне унылой кровати в номере отеля. Как доказательство самому себе: здесь был я. и я был счастлив.

«Кто-то, кому ты дорог» — вот главные слова в предыдущем абзаце. Если не дорог никому — перестань прикидываться, что у тебя любящая крепкая семья, откровенные разговоры по вечерам, нежность с утра, и на свой ДР ты получишь тот подарок, о котором мечтал, а не «всё равно тебе это когда-нибудь пригодится». Да и тебе тоже почти всё равно, о чём думают и что чувствуют эти давно живущие с тобой люди, пока ты селфишь на фоне заката своё улыбающееся загорелое лицо.

Если вы решили, что одиночество — это спонтанное роковое несчастье — вы заблуждаетесь.
Это может быть сознательным выбором. Нелицемерным и искренним решением: мне так лучше, я успеваю то, что хочу, и мне никто не мешает это хотеть и успевать.

Лучшее селфи — это привет одного влюблённого другому. Независимо от того, живут они вместе, или в разных городах или даже странах.
Как обойтись без селфи, когда некому тебя зафиксировать — весёлого, в модных очках, на фоне известного пейзажа с силуэтом знаменитой крепости в створе разведёного моста…
или празднично одетого, в парадных интерьерах великого театра, под легендарным куполом, который когда-то расписал Марк Шагал…
или — будничного, уставшего, без прикрас, без улыбки, без сил.

Какая разница — с улыбкой или без, когда любишь? Настойчивое желание, чтобы тебя сию секунду увидел любимый.
Он скучает, как и ты, устаёт, как и ты, его хочется обнять и многое другое… но он живёт по другую сторону моря или даже океана.
И с той стороны моря он мгновенно пишет тебе ответ на твоё селфи: ух ты! здорово! доброе утро! смотри, а это я — в прямом эфире…
И — бух! — на твой телефон свою фотку: сегодняшний, будничный, уставший — как всегда прекрасный.
И твоё сердце ответно — бух! — люблюнемогу….

Селфи — это возможность.

Yes or No — Paweł Kaczmarczyk Audiofeeling Trio — Zbigniew Seifert Competition 2014

На фото: селфи в аэропорту Шарль де Голь. Задержка рейса на Москву часов на 8, полупустые залы, тихие дети, спящие родители, сотрудница аэропорта, отвечающая за безопасность, не менее 3 раз спросила у меня, проходя мимо: мадам, это ваш багаж? В последний раз она просто посмотрела на меня, и мы обе улыбнулись. Во время ожидания вылета шёл дождь, сквозь мокрое стекло красиво мелькали огни фонарей, туда-сюда сновали трапы, люди и машины. Ближе к утру в отражении я увидела два инопланетных глаза над моей уставшей головой. Это было таинственно и прекрасно. Привычка всё лучшее забирать с собой сработала: я сделала себе серьёзное, лишённое эмоций лицо, которое соответствует моим представлениям о романтических ужасах Эдгара По — и щёлкнула.

почему люди не принимают меня такой, какая я есть?

Друг спросил меня в письме: почему люди не принимают меня такой, какая я есть?

💌

Никого не принимают таким, какой он есть.
Мы все вынуждены предъявлять миру улучшенные варианты самих себя, а самым близким — слегка адаптированные версии. Для этого мы стараемся быть вежливыми, носим особенную одежду, сморкаемся в носовой платок и удерживаем себя от рукоприкладства, когда чужой маленький гадёныш опрокидывает на нас чашку горячего шоколада.
Нет, ну правда — почему кто-то должен принимать нас такими невежественными завистниками и лицемерными жадюгами, какими мы на самом деле являемся? Это же абсолютная манипуляция! Потому что на самом деле те, кто этого требует — страшные эгоисты плюс к тому, что жадюги и завистники. Они хотят, чтобы другие их не просто приняли со всеми их пороками и страстями, а полюбили! И, полюбив, — безотказно тратили бы на них своё время: их надо хвалить — искренне, непрестанно, за всё, быть в курсе их проблем и метаний, правильно ругать их врагов, не слишком воодушевлённо восхищаться из друзьями… страшное дело! А жить когда????

Так что — идите лесом. Я-то как раз вас принимаю такими, какие вы есть на самом деле, высокомерные пожиратели чужого — драгоценного! — времени (а стало быть — чужих жизней). Я тоже жадюга и эгоист, но хотя бы работаю над собой, чтобы казаться менее противной окружающим, и никогда не требую ни от кого ни принятия, ни понимания, ни — тем более — любви и дружбы. Есть у меня в жизни пара человек, которые меня терпят — лекарства купят, если что, и чаю заварят с лимоном и мёдом, когда простужусь — вот им я низко кланяюсь и люблю. Всё в них люблю, горло за них перегрызу, хотя иногда ни хуя не понимаю, о чём они говорят, что делают, чем заняты, когда не со мной, и почему надевают эти отвратительные шарфы и куртки, которые — откровенно говоря — ни в пизду, ни в красную армию. И, между прочим, матерюсь я только с ними. Потому что люблю. Здесь-то мат — так, не серьезно, для украшения и демонстрации. А в жизни — для акцета и фокусировки. Поэтому — редко и только со своими. Это я вам на всякий случай разъясняю, а то ещё примите меня такой, какой я вам сдуру кажусь, а потом — раз! — и я ругнулась на телевизор.
Да, кстати, я действительно не смотрю телевизор по телевизору — даже случайно у тёщи или у тупой соседки, к которой хожу за солью пару раз в день. Я телевизор смотрю в интернете. Чаще всего в ФБ, когда мои интеллигентные друзья, которые его тоже никогда не смотрят, выкладывают отрывки из передач Соловьёва, Познера и новогодний голубой огонёк полностью — чтобы попереживать о бездуховности и дурновкусии народа. На фоне новогоднего огонька почти любой житель нашей страны кажется высокодуховным, не говоря уже об интеллигенции, которая, если верить ФБ — не какает без Бродского и Баха в исполнении Глена Гульда. Ну там — цветочки ещё и «мой отпуск на Миконосе» — lenochka _myakusheva-sheremeteva добавила 182 фото в альбом «Мои незабываемые trips». И попробуй не прими эту пытку чужим отпуском! не похвали засунутый тебе в ноздри педикюр на фоне волн. Кто ты будешь после этого? Я бы сказала — кто, но… примите ли вы меня в этом случае такой, какая я есть?

Не, лучше уж по старинке — носовой платок и «ничего страшного, я всё равно собиралась выбросить этот винтаж от Шанель… у вас такой чудный малыш!» Ну и — 👍🔝👏👏👏 педикюру.

равнодушие — это норма?

Друг спросил меня в письме: неужели равнодушие — это норма?

💌

Равнодушие — это страх. Страх заразиться чужой проблемой — онкологией, безденежьем, тюрьмой. Страх, что тебя вынут из твоей, в общем, тоже не очень счастливой, но понятной, неопасной и привычной жизни, на которую, слава богу, не приходится тратить много сил. А на чужую онкологию и тюрьму — придётся тратить. К большому страху примешивается страх поменьше: возможно, человек, которому ты хочешь помочь, не так уж и слаб, и сам мог бы как-то…поактивнее что ли. Да и так ли он хорош, чтобы ему помогать? Сядет на шею со своей проблемой, и будешь вместо него его увечьями заниматься. И между прочим, если бы у тебя была онкология — он бы вряд ли помог. Когда мама умирала от рака яичников, кто ей помог? А тебе, когда пласталась между работой, маленькой Машкой, лежачим папой и мамой с яичниками — кто помог? Идите вы лесом со своей добротой и отзывчивостью. Жизни не нюхали, вот сердчишко молодое и колотиться при виде чужого горя. Своего хлебните — тогда посмотрим.

P.S. Я знакома с хлебнувшими, которые не боятся.

Фото: Борис Смелов

ты что, не любишь Бунина?

Друг спросил меня в письме: ты что, не любишь Бунина???

💌
кто НЕ любит Бунина — тот «дурак и плебей» хуже Брюсова***
(лозунг для демонстрации)

Собрались как-то А. и И. устроить демонстрацию и что-нибудь провозгласить.
А что?
Д. сказала: а провозгласите «ОГУРЧИКИ — это СОБАЧЬЯ ЕДА! А ВЫ НЕ ДАЁТЕ НАМ ИХ НИКОГДА!»
И. задумалась. И нарисовала огурец.
А. обиделась: как это — «не даёте»? Ты вчера полбанки «Глобуса» приговорила, оппозиционерка пушистая!
И. сказала: если даже интеллигентная Д. решила отстаивать свои права на огурцы — значит, наступают окаянные дни.
А. кивнула и налила по маленькой. Выпили молча. «Как по покойнику», — хором подумали все трое.
Д. хрумкнула уворованным огурцом и пошла дописывать стихи — тоже слегка уворованные.
Последняя строчка была такой:
Я камин затоплю, буду пить… Хорошо б человека купить.
Д. декламировала эту строчку и отбивала ритм хвостом. Хвост заглушал поэзию.
И. спрсила: что это? такие странные звуки!…
А. вздохнула: у Д. вдохновение… а у меня что-то не идёт сегодня.
И. сказала: И у меня. Окаянные такие дни.
И они обе хором подумали: кто не любит Бунина — тот….
Ну, дальше вы знаете.

Three Russian song

🎸🐩🎸

Эпилог

В комнате Д. горели свечи и пахло. Д. лежала на диване, била ритм и яростно пела народное:

Эх, огурчики да помидорчики —
Сталин Кирова убил в коридорчике!

«Проиграла оппозиция, — думала Д. — огурцы всегда проигрывают, а помидоры — выигрывают. Потому что круглые и красные»

© И.Бажовка, 5 сентября 2017

***из дневника Ивана Алексеевича Бунина:
Перечитал «Жестокие рассказы» Вилье де Лиль Адана. Дурак и плебей Брюсов восхищается. Рассказы — лубочная фантастика, изысканность, красивость, жестокость и т.д. — смесь Э.По и Уайльда, стыдно читать. Дочь Аннета. Какая-то почти жуткая девочка, очень крупная, смесь девочки и женщины — оттого что очень рано стала б…, должно быть?
И.Бунин, Глотово, Орловская губерния, 4 сентября 1917 года

Осколки, 1917

Почему Чехов выбрал Книппер?

Друг спросил меня в письме: почему Чехов выбрал Книппер?

💌

«В доме Чехова вообще не любили очень раскрывать свои души, и все хорошие персонажи у него деликатны, молчаливы и сдержанны».
В.И. Немирович-Данченко

В молодости я была увлечена этой темой: Чехов и Ольга Книппер, а заодно — МХТ, ссора Станиславского с Немировичем, переплетение судеб, другая Ольга — Чехова, родственница Ольги Леонардовны и одновременно жена актёра-гения с писательской фамилией, неметчина, Гитлер, череда небывалых совпадений, гений эмигрирует в США, даёт уроки секс-символу Америки — нежной несчастной женщине… Я помню свои молодые горячие выводы, свою страстную любовь к Антону Павловичу и смутную тревогу — почему его личная жизнь была такой ухабистой и, в общем, не счастливой. Книппер я не любила, считала демонстратором и эгоисткой. И всё время припоминала ей карьерный взлёт благодаря Немировичу и московскую суетную жизнь вдали от больного Чехова. Чехову я прощала всё, Книппер — ничего. Но таково свойство всех влюбленных девиц.

Если бы А.П. приснился мне сегодня ночью, я спросила бы у него: ну почему, почему?..

Но я думаю — он не выбирал. Это она его выбрала. Сплетни пересказывать — и скучно, и незачем: пустое это всё. Вокруг сколько-нибудь заметных лиц всегда много домыслов и досужих разговоров, около Книппер-Чеховой — тоже, особенно про выгоду для МХТ (читай — Немировича) привязать Чехова к новому театру в пику тандему Малый театр — Островский.
Через много лет после смерти Чехова Книппер написала:
«…внутри росло и крепло чувство, которое требовало каких-то определенных решений, и я решила соединить мою жизнь с жизнью Антона Павловича, несмотря на его слабое здоровье и на мою любовь к сцене. Верилось, что жизнь может и должна быть прекрасной, и она стала такой, несмотря на наши горестные разлуки, — они ведь кончались радостными встречами. Жизнь с таким человеком мне казалась нестрашной и нетрудной: он так умел отбрасывать всю тину, все мелочи жизненные и все ненужное, что затемняет и засоряет самую сущность и прелесть жизни».

Их отношения скрепляли разлуки. Невозможно себе представить, чтобы они жили бок-о-бок и не расстались бы после первой совместной зимы.
Мне нравится её проговорка: «я решила соединить мою жизнь с жизнью Антона Павловича, несмотря на его слабое здоровье и на мою любовь к сцене». Она решила, Чехов медлил, Книппер настаивала, свадьба была тихой.

Интересно, что Чехов писал А.С.Суворину в 1895 (до встречи с О.Книппер ещё целых 3 года) :
«Извольте, я женюсь, если вы хотите этого. Но мои условия: все должно быть, как было до этого, то есть она должна жить в Москве, а я в деревне (он жил тогда в Мелихове), и я буду к ней ездить. Счастья же, которое продолжается изо дня в день, от утра до утра, я не выдержу. Я обещаю быть великолепным мужем, но дайте мне такую жену, которая, как луна, являлась бы на моем небе не каждый день».

А.Чехов — М.Чеховой, 4 июня 1901 года:
«Не знаю, ошибся я или нет, но женился, главным образом, из того соображения, что, во-первых, мне теперь более 40 лет, во-вторых, у Ольги добродетельная родня и, в-третьих, если понадобится разойтись с ней, то я разойдусь ничтоже сумняся, как будто и не женился; ведь она самостоятельный человек и живет на свои средства. <…> эта женитьба нисколько не изменила образа жизни ни моего, ни тех, кто жил и живет около меня. Всё, решительно всё останется так, как было, и я в Ялте по-прежнему буду проживать один».

А.Чехов — О.Книппер, 27 сентября 1900:
«Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству».

А.Чехов — О. Книппер, август 1902:
«Ты самый близкий и дорогой мне человек, я тебя любил безгранично и люблю» .

Последняя любовь смертельно больного и знающего об этом человека, который всё предсказал: Москву, Ялту, разлуки, жизнь врозь.
Не предсказал: 400 писем друг другу, нерождённого ребёнка и смерть — рядом с любимой женщиной, вдали от Ялты и Москвы.

«Собачка, собачка, я так соскучился по тебе!»
/из последнего письма А.Чехова — О.Книппер-Чеховой, 22 апреля 1904, Ялта/

как там Божья коровка?

Друг спросил меня в письме: как там Божья коровка? подружилась с букашками?

💌
Alla Salute!
Я бы и рада подружиться в этом благославенном месте с кем-то приличным — с букашками, избалованным котом с соседней дачи, с муравьём, который пристраивает флигель рядом с баней, с молчаливой бабочкой и её прабабкой гусеницей… я даже согласилась бы поговорить с парой-тройкой цветов и одним кустом барбариса — но я здесь работаю! Без продыху. Я сбежала из пыльного города, сижу здесь, среди деревьев и кустов, под навесом — между огуречной теплицей слева и невыносимо красивой печкой справа. Не разгибая спины молочу по клавиатуре до ватных ног и рези в глазах. Легла в 3, встала — в 8. И — понеслось… А вокруг — не замечаемая мной кипящая жизнь, красота уходящего лета и запах свежесваренного смородинового варенья от соседей.
Сейчас передыхаю — бутерброды с кофе, варенье из лесной клубники — и пишу тебе.

Божьи коровки, заметь, так же неприхотливы, как я — они живут повсюду: я встречала их на наших уральских озёрах, в лесах и на горных речках, а ещё — в пахучем разнотравье волжских степей — по дороге к морю, и в подмосковных прохладных рощах — там снимали дачу мои старинные друзья, и на дальневосточных сопках, окутанных розовым на закате — когда гостила у институтской подруги, и вместе с её детьми мы пели про деток на небе, кушающих конфетки — «всем по одной», и про их голодную мать — божью коровку, которой ничего не досталось. Да что там! божьих коровок можно застать где угодно — на бензоколонке, на городском пляже, в метро (!), на стадионе, в парке, верхом на лошади, на собаке, в пыльной траве придорожной едальни и даже — на сахарнице летнего кафе в Пезаро.
У меня к тебе просьба: когда солнечным тосканским утром ты — в чём-то полупрозрачном и прекрасном — будешь пить кьянти, глядя на залив, и слегка касаться наманикюренными пальчиками края шляпы, чтобы звенели тонкие серебряные браслеты ручной работы — для демонстрации равнодушия вон тем ароматизированным итальянцам за соседним столиком, в этот момент обрати внимание на даму с сиреневыми волосами из твоего позапрошлого письма — и тогда ты увидишь божью коровку, пьющую espresso на дамином кофейном блюдце. Подойди и передай от меня привет. Не даме, а божьей коровке. Угости её latte (espresso для неё слишком крепко) и скажи что, мол, живет на Урале одна смешная тётка. Так и скажи: одна смешная тётка, её в детстве прозвали Божьей коровкой (coccinella по-вашему), и она поверила. Тётка эта уральская не без странностей и думает, что она ваша дальняя родственница, поэтому умоляла передать вам привет и песню. И напой этой Coccinelle на своём московско-итальянском наречии (а лучше — станцуй) эту песенку:
https://youtu.be/z783wcgfS3g

P.S.Гоголь проник в письмо не случайно — он тоже пил кофе внутри итальянских пейзажей.
Скучал о России. Вернулся и сошёл с ума.

Девочка с божьей коровкой. Фрагмент фото 1960-х.
«Tu sul palmo della mia mano cerchi vita»

Вернуться в Ежедневник 2017 год

Вернуться в Ежедневник 2016 год

Вернуться в Ежедневник Post Scriptum

Вернуться в Ежедневник


Страницы

Свежие комментарии

Top
Яндекс.Метрика