про деда и его любовь

про деда и его любовь

На фото мой дед. Финский залив, 1920-е.

Знаменитый фотограф Карл Булла показал мне, какой была повседневная русская жизнь задолго до меня. Он снимал всё, что удавалось снять: угол улицы в снегу, императорскую семью, демонстрацию рабочих, интерьеры Пассажа, велосипедистов на фоне Зимнего дворца, даму в зимнем пальто на Императорской площади, писателя Льва Толстого — ему всё было интересно. И теперь — благодаря этим фотографиям — я могу себе представить, что видел маленький мальчик, родившийся в Петербурге в начале 20 века.

Мой дед родился 4 марта 1904 года — за год до Первой русской революции. Он был любителем актуальной литературы (Чехов, Толстой, Блок) и шумных компаний («приходите к нам на вечеринку на Разъзжую, будет человек 14-ть,» — прочла я на обороте случайно сохраненной открытки из «того времени»). Дед любил мясо, красное вино , в молодости курил трубку, позже — «Беломор», в старости (которая сейчас кажется мне мужской зрелостью) — он бросил курить совсем, кидал пачку папирос перед собой на стол и говорил мне: «Обрати внимание: она лежит, а я не курю. Могу — но не буду. Это — сила воли». Но главное — дед любил хорошеньких веселых женщин. Здесь сила воли не срабатывала — ему нравились все. Пока он не встретил мою бабушку.

Они оба к моменту встречи, что называется — «хлебнули»: дед похоронил жену, умершую совсем молоденькой и оставившую после себя крохотную годовалую дочь; а бабушка к тому времени ушла от гневливого мужа и горевала о первенце, который сгорел от дифтерии в младенчестве — за несколько дней.

Как-то быстро они стали жить вместе, потом появились ещё приёмные и родные дети (моя мама), потом — война, эвакуация, мелкие и крупные неприятности, потом свалилась на голову я — наблюдатель за их любовью.
Я многое помню. Например — что дед всё время ревновал и скрывал ревность, но я была рядом и видела. Как-то весенним днём мы втроём пошли в кино, через минуту бабуля сказала: как печёт солнце! я оделась не по погоде — надо переменить платье. Дед повёл меня на скамейку — ждать, бабуля появилась неожиданно быстро — новым было не только платье, но и светлая шляпка. Дед стиснул мою руку и сказал: никогда она не постареет… всю душу мне вымотала своей красотой. Бабушке тогда оставалось пару лет до смерти, она была вся седая, худая, кислородные подушки из ближайшей аптеки и раз в полгода — больница (дед первым делом интересовался — кто врач? мужчина или женщина? и во вторую очередь — тебя положили возле окна, как ты любишь?)

У меня никогда не было вопроса: что такое любовь? существует ли вообще? или только в романах — для красоты и приятного времяпрепровождения? Я просто наблюдала её каждый день — не отдавая себе отчета в том, что вижу. И лишь потом — когда их обоих уже не было на свете, а я выросла в голенастую 15-летнюю дылду, я вспоминала и понимала, что такое любовь, любить…
Благодаря их любви, которая вся была перед моими глазами, я ни разу в жизни не ошиблась, и всегда знала: вот я полюбила… и все, кого я любила, оказывались хорошими людьми.

Первая песня, которой меня научил дед, когда мне было 3 года
https://www.youtube.com/watch?v=hDSxfoHWCS8

©И.Б.

Моя ленинградская бабушка

Альбом Карл Булла и сыновья.

про деда и его любовь

Вернуться

теги , , , , ,
Top
Яндекс.Метрика