Анна Павлова — Умирающий лебедь, 1925
Когда ребенком я бродила среди сосен, я думала, что успех — это счастье. Я ошибалась.
Счастье — это мотылек, который чарует на миг и улетает.
•
Балет – это не техника, это душа.
Анна Павлова:
Умирающий лебедь: Анна Павлова — Yvette Chauvire — Наталья Макарова
«Павлова сумела поднять живой танец на высоту, куда обычно воспаряет только дух».
Марина Цветаева
Анна Павлова говорит (в Ivy House)
«Только увидев Павлову, я понял, ощутил, почувствовал силу танца, все его обаяние, всю его красоту, красоту того искусства, где слово излишне, где о нем забываешь. Она сочетала холодную технику классического балета с темпераментом искусства tегге а tегге и сочетала ее идеально, гармонично, слитно с живыми эмоциями своего тела. Ее учителя Камарго, Тальони, Фокин, Дункан — на четырех струнах этого удивительного балетного Страдивариуса она и научилась петь свои дивные песни без слов».
Э.Бескин, театральный критик
Анна Павлова — Калифорнийский мак — Чайковский
«Когда появилась на сцене Анна Павлова, мне показалось, что я еще никогда в жизни не видел ничего подобного той не человеческой, а божественной красоте и легкости, совершенно невесомой воздушности и грации, “порхливости”, какие явила Анна Павлова. С первой минуты я был потрясен и покорен простотой и легкостью ее пластики: никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов — только красота и только воздушное скольжение — такое легкое, как будто ей не нужно было делать никаких усилий, как будто она была божественно, моцартовски одарена и ничего не прибавила к этому самому легкому и самому прекрасному дару. Я увидел в Анне Павловой не танцовщицу, а ее гения, склонился перед этим божественным гением и первые минуты не мог рассуждать, не мог, не смел видеть никаких недостатков, никаких недочетов — я увидел откровение неба и не был на земле…»
Серж Лифарь
Анна Павлова — Ночь — Антон Рубинштейн
«Она — современный человек, но танцует старые па. Она техник, но живет душой. Она наивная и бессознательная выразительница тончайших эмоций. В своей якобы непосредственности она преобразовывает традицию, она изображает, она играет себя и поэтому она настолько же большая артистка, насколько танцовщица, обе в одном — она играет танец и танцует игру».
Оскар Би, немецкий балетный критик
Anna Pavlova — Invitation to the Dance
Д. Трускиновская
(из книги «100 великих мастеров балета»):
Анна Павлова родилась 31 января (12 февраля) 1881 года в Санкт-Петербурге, в семье солдата и прачки. В пятилетнем возрасте Павлова увидела в Мариинском театре балет «Спящая красавица», который и решил ее судьбу. В 1891 году поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, где занималась у Е.О. Вазем, П.А. Гердта.
Вот как вспоминает о ее школьных годах Тамара Карсавина в книге «Театральная улица»:
«Не обладая достаточной проницательностью, мы восхищались только виртуозностью танца, нашим идеалом была крепкая коренастая фигура Леньяни. И сама Павлова тогда вряд ли осознавала, что в ее хрупкости и некоторой ограниченности технических возможностей как раз и таилась огромная сила ее неповторимой и чарующей индивидуальности. Романтизм в ту пору вышел из моды. Даже сама фигура танцовщиц по сравнению с силуэтами тех, кто танцевал полвека назад, явно демонстрировала изменение вкусов публики, охладевшей к воздушным видениям и восхищавшейся теперь более земными прелестями. Худоба считалась врагом красоты, и все сходились на мнении, что Анна Павлова нуждалась в усиленном питании…» полностью здесь
Anna Pavlova — Filmed at her home, Ivy House
Anna Pavlova and Fyodor Chaliapin — Feeding Swans at Ivy House
Anna Pavlova — In South Africa in 1926
Альбомы из серии «Русские сезоны»: