Валентин Серов. Афиша для «Русских сезонов».
«Русские сезоны» Сергея Дягилева
19 мая 1909 года в Париже в театре Шатле французская публика увидела 3 балета русской труппы в хореографии Михаила Фокина:
«Павильон Артемиды» (Н.Черепанов — А.Бенуа)
«Половецкие пляски» (А.Бородин — Н.Рерих)
«Пир» (Н.Римский-Корсаков, М.Глинка, М.Мусоргский, А.Глазунов — Л.Бакст)
Танцевали А. Павлова, М. Фокин, В. Фокина, В. Нижинский,Т. Карсавина, В. Каралли, М. Мордкин,
А. Больм, С. Фёдорова, Г. Розай, Е.Смирнова.
Феномен «Русских сезонов» Дягилева
Впечатления Александра Бенуа о спектакле «Павильон Артемиды» 19 мая 1909 года:
«Самый спектакль сошёл блестяще. Театр был битком набит, даже в проходах к партеру набралась,
несмотря на протесты капельдинеров, масса народу…
Балет шёл под сплошные аплодисменты, многие номера были бисированы, а в конце театр просто вопил.
Вызывали артистов и авторов, выходили много раз… Павлова, Фокин, Черепнин и я.
Но лучшим вознаграждением за весь труд и многие страдания было мне то, что Серёжа Дягилев,
пробившись через толпу, стал душить меня в объятиях и в крайнем возбуждении кричал: «Вот это надо везти за границу».
/Александр Бенуа. «Воспоминания»/
С этого времени ежегодные представления «Русских сезонов» Дягилева стали неотъемлемой частью культурной жизни Европы
на протяжении 20 лет.
«Мы хотели найти такое искусство, посредством которого вся сложность жизни, все чувства и страсти выражались бы
помимо слов и понятий не рассудочно, а стихийно, наглядно, бесспорно».
С.Дягилев, 1910
Альбомы из серии «Русские сезоны»: