Текст – продукт одноразовый

Текст - продукт одноразовый
Игорь Мухин. Москва, 1997.

Романс Венеция – Оберманекен

В студии известной радиостанции молодой опытный фотограф (1991 г.р.) рекламирует новый бумажный журнал, первый номер которого посвящён 90-м и иллюстрирован чёрно-белыми снимками Игоря Мухина*. На фотографиях молодые Цой, БГ, Мамонов, Сукачёв, Кинчев, музыканты группы “Оберманекен” (вы забыли о них? я – да), Гаркуша, Шевчук и много-много «простых людей», живущих свободной жизнью на ветреных просторах помолодевшей родины. Поскольку разговор носит нескрываемо рекламный характер, один из ведущих говорит: «Я думал, что фотожурнал – наименее коммерчески перспективная форма медиа… тем более – ч/б», а ведущая зачитывает мнение слушателя: «фотожурнал – это издание на один раз». На что молодой опытный фотограф мгновенно реагирует: «Мне кажется, что во много меньшей степени, чем текст. Текст ты прочитал и понял, а фотографию всегда можно пересмотреть». То есть, по мнению фотографа, текст – вещь одноразовая, прочёл – понял – возвращаться нет необходимости.

Прав оказался старик Фамусов: «Собрать все книги бы да сжечь».
А мы потешались над ним в середине прошлого века… и всю жизнь перечитывали Пушкина с Гоголем, Толстого и Чехова, прячась от свинцовых мерзостей жизни.

Настали новые времена и начитанная постсоветская публика по обе стороны океана быстро сообразила:
«Картинки – наше всё!» И окончательно полюбила фейсбук и всё такое, а следом, ещё истовее, – инстаграм, в котором только картинки, много картинок, до 10-ти картинок в одной карусели! и каждый день – более 100 миллионов совершенно новых, ранее не виденных, картинок! И вместо «люблю» можно поставить ❤️ и тебе ответят 💋. Это так удобно!

С другой стороны – книги сжигать, слава богу, никто не собирается: их всё равно читают только специально обученные люди, фанатики печатного слова и молодёжь, воспитанная в ламповой среде.
А словам в эпоху всеобщей грамотности, телевидения и президентских дебатов on-line вообще никто не верит.
Фотографии ничуть не правдивее слов, но они научились казаться правдоподобными, несмотря на все ракурсы и фотошопы.
Слова истрепались, опаршивели и вчистую проиграли фотографиям.

И вот уже фотографии избавляют нас от свинцовых мерзостей жизни.
Если долго листать инстаграм, становится ясно: нет неизлечимых болезней, усталости, безденежья, разводов и смерти.
Главное – не рефлексировать, а с чистой душой поверить в отфильтрованные сказки о счастливой бесконечной жизни на фоне подчёркнуто синего моря или идеально вертикальных гор.

Проверьте себя – как писали в советских учебниках: если в тексте более…знаков, вы читаете его целиком?
Каким бы ни был ответ – вы дочитали этот текст до конца. Поэтому – картинки картинками, но иногда тянет на буквы.

©И.Б.

*Игорь Мухин – никакие эпитеты для описания фотографий этого мастера не показались мне убедительными, поэтому обошлась без них, лучше дам ссылку на его работы – от них невозможно оторваться:

Русский рок конца 80-х

90-е и не только

конец 80-х — почувствуйте разницу

Игорь Мухин. Москва, 1987.
Текст - продукт одноразовый

Игорь Мухин. БГ и Пётр Мамонов, ДК им. Курчатова. Москва, 1986
Текст - продукт одноразовый

Игорь Мухин. Москва, Китай-город, 1986.
Текст - продукт одноразовый

Tags: , ,
Top
Яндекс.Метрика