Я имею право отвернуться и молчать

6 июня умерла Кира Муратова

И мне больше некого любить в кино.
Ушли все, кого я любила:
Герман — первооткрыватель и гений.
Балабанов, не покорившийся никому и ничему.
Кира Муратова — вечно молодая, не утратившая максимализма ни в жизни, ни в профессии, живущая в вечном поиске правды, которую искусство (любое) всё равно не сможет оставить нетронутой, всё равно приукрасит, потому что «фильмы — это утешение, как и все искусство, и развлечение», — сказала Кира Георгиевна в одном из многочисленных интервью последних лет.
И назвала себя «веселым животным с очень грустными мозгами».

Кира Муратова (из разных интервью):

«Все причины у человека не снаружи, а внутри…

Когда ничего нельзя сделать, ты постепенно осознаешь: а почему я ничего не чувствую? А потому что бессмысленно что-либо чувствовать. От человека многое зависит, но в конечном итоге ничего. Так, по мелочам, моментами. Это и есть рок. То, что древние трагедии превозносили главной темой. А она все время главная.

Снять-то можно всё, что угодно, это же безнравственное занятие.

Съемка опасна: меняется погода, умирают актеры, нет денег. Но вот ты всех загнал в пленку, сидишь в комнате, все спокойно, и ничто, кроме усталости, не может этого прервать.

Иногда смотришь на людей на улице и думаешь: «они живут как бессмертные». А как еще им жить? Это как в притче — человек висит над пропастью на травинке, но при этом с наслаждением жует ягоду с соседней травинки. Вот это и есть жизнь. А как только он эту ягоду есть перестанет, то увидит бездну. Почувствует, что травинка кончается. Человек ведь знает, что умрет в любом случае — как бы ему хорошо ни было сегодня. И эта глубина печальна и ужасна, человек старается не думать о ней. Поэтому очень много поверхностного искусства. И это правильно. Это живая трепещущая поверхность всего».

Её интервью особенные — она говорит то, что думает, ей плевать на тенденции, и она задумывается над вопросами, прежде, чем дать ответ — всегда острый, неочевидный, интонационно — не дипломатичный, умный, лексически разнообразный настолько, что в одном предложении могут сочетаться «блевотина», «нюансы» и «пацифист». Интервью, которые можно перечитывать, как книги. И это особенно непривычно на фоне нынешних фестивальных — хоть каннских, хоть сочинских — где рекламная составляющая неприлично велика, и мы примерно знаем, как повернётся разговор, и как все будут вежливы, предсказуемы и скучны.

В эти дни я буду перечитывать и пересматривать. Мне нужно утешение и мне нужно — про любовь.

— Коля, ты меня любишь?
— Люба, любовь – это временное увлечение, ты это знаешь, Люба.
— Я это знаю, Коля, я знаю. Но я не хочу это знать.
«Познавая белый свет», 1978, Кира Муратова.

Прощайте, Кира Георгиевна. Спасибо вам за всё.

По ссылкам: моя любимая сцена из фильма «Долгие проводы» — потрясающая Шарко и «Белеет парус одинокий» на музыку Каравайчука, финал «Коротких встреч», короткометражка «Справка» (2005), которую мало кто видел, фильм Владимира Непевного «Кира» и много-много интервью.

«Долгие проводы» (эпизод)

«Короткие встречи» (финал)

«Справка» (9:52), реж. Кира Муратова, 2005

«Кира» (47:56), автор В.Непевный, 2003

Люблю называть вещи своими именами

Кино — это ширма, которой я отгораживаюсь от ужасов

Все причины у человека не снаружи, а внутри

Меня всегда поражал характер человека

Я не над схваткой, я принимаю сторону Украины

Интервью 17 июля 2015

Я имею право отвернуться и молчать

Журнал «Сеанс», много-много ссылок

«Искусство кино», 7 июня 2018, много-много-много ссылок на интервью и статьи

Tags: , , ,

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Страницы

Top
Яндекс.Метрика